11. О научном знании, исследователях и о главенстве науки над миром

·

В этом выпуске речь шла о научном знании (и о культе научного знания), его противопоставлению религии и религиозным ценностям и о том, как эта борьба бобра с ослом изображается в искусстве. Заодно поговорили о личности ученого в вакууме, о сложности изображения внутреннего монолога на экране и, немного, о феминизме (но мы всегда о нем говорим, это нормально, всё идет по плану).

Традиционно прикладываем список произведений, о которых шла речь в выпуске. Посмотрите, послушайте, расскажите, как вам:

  • роман «Sainte-Mont-Odile» («Монастырь на горе», Мануэль де Воли) — о молодом монахе, переписывающем книги в горном французском монастыре и увлекающемся идеей научных экспериментов (а потом открывающем сверхсветовой двигатель);
  • романы и сериал «His dark Materials» («Темные начала», Филип Пуллман) — о научной гонке атеистов и церковников в изучении природы божественной пыли, об интерпретациях и контроле информации, о взрослении и о маниакальной увлеченности в деле поиска истины;
  • романы цикла «Foundation» («Основание», Айзек Азимов) — о науке, определяющей течение истории, глобальной манипуляции сознаниями людей, многослойном пироге исторической математики, об элитарности и об иллюзии свободы воли;
  • рассказ «Omphalos» («Омфал») — о научных изысканиях, которые поддерживают веру, о работе глубоко верующих ученых и о мире, где существование божественного доказано фактами;
  • фильм «Radioactive» («Опасный элемент») — история Марии Кюри и открытия радиоактивности, борьбе за признание научного вклада женщины и ее ценности вообще, и о жестоких последствиях маниакального увлечения наукой без системы поддержки;
  • сериал «Masters of Sex» («Мастера секса») — история о научном исследовании человеческой сексуальности, борьбе с предрассудками и о том самом шиле в известном месте, которое заставляет человека отказаться от нормальной жизни, хорошего места и признания общества ради призрачного ощущения ценности своей работы.