На этот раз речь шла о художественных проектах, которые не просто посвящены каким-то реальным событиям, но и рассказывают о них так подробно и под таким углом, что почти превращаются в документальные. Почти, но не совсем: в этих проектах все-таки другая оптика, и эта оптика позволяет не только получить информацию о событиях, но и прожить их, прочувствовать, подумать о них как-то по-новому, принять и, возможно, даже простить. Такие проекты учат нас не только истории, но и тому, как она циклически повторяется, как болезненно прокатывается по нашим жизням и как мы, живущие сегодня и сейчас люди — единственные, кто может по-настоящему изменить историю в будущем.
И, как всегда, вот традиционный список произведений. Посмотрите, послушайте, расскажите, как вам:
- сериал HBO «Chernobyl» («Чернобыль») — сериал о катастрофе, которая родилась из коммунистического идеального мира,
- сериал «The Looming Tower» («Призрачная башня») — о катастрофе, которая родилась из капиталистического идеального мира,
- фильм «Inglourious Basterds» («Бесславные ублюдки») — о том, как история на самом деле не пошла, но как было бы здорово, если бы пошла;
Что обсудили с чатом вместе:
- сериал «The Great» («Великая») — о ненастоящем прошлом и о том, что врать про историю тоже можно,
- фильм «Django Unchained» («Джанго освобожденный») — примерно о том же самом,
- фильм «Blair Witch» («Ведьма из Блэр») — о жанре псевдодокументалистики и о том, почему это не то же самое, что художественный фильм по реальным событиям.
Выпуск получился довольно сложным и эмоциональным. Спасибо всем, кто слушал его в прямом эфире и поддерживал, это было потрясающе.
Один из наиболее интересных выпусков. О всей серии подкастов в целом отмечу, что в них особенно нравится, что произведения не просто перечисляются и описываются, но и как хорошо ведущая их разбирает и анализирует: почему и что в сюжете и персонажах было выбрано создателями определённым образом, и что различные моменты и произведения в целом несут зрителям в плане ощущений и выводов. В принципе, эта программа хорошо отражалась бы названием «Современная популярная культура глазами Аши Комаровской.» 🙂
Из обсуждения «The Looming Tower» особенно запомнилась проблема генезиса терроризма, которая не перестаёт быть актуальной и имеет сложные социальный корни.
В этой связи, мне кажется, стоит упомянуть первый сезон амазоновского сериала «Jack Ryan». Это сериал недокументальный, но там есть очень хорошо сделанная линия с террористистами, их семьями и с аллюзией на организацию Бин Ладена. Был красиво и эмоционально показан путь главы той организации и его брата, которые из-за войны оказались в детстве беженцами во Франции, но при этом у них был изначально шанс хорошо и успешно вписаться в западное общество, однако из-за отношения к эмигрантам эти возможности были в одном из событий прерваны, и их жизненный путь, увы, оказался направлен в сторону терроризма. 🙁
Стоит ещё вспомнить такой замечательный сериал как «Хроники Молодого Индианы Джонс», который в России показывали в 90-е (а сейчас есть весь в оригинале на Youtube). Очень хорошее и содержательное описание сериала есть в Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Young_Indiana_Jones_Chronicles
К сожалению, сериал прервали раньше изначально запланированного подобно ряду других недооценённых сериалов, например, Firefly.
В этом сериале есть две линии с главным героем: мальчик 8−10 лет, путешествующий с родителями, и молодой человек 16−21 года. Истории, которые происходят с главным героем, красиво помещены в исторические события начала двадцатого века и первой мировой войны, и он часто пересекается со множеством известных и не очень исторических персонажей. В случае мальчика, особенно запомнилась серия, где он оказался за одним столом с известными психологами, включая Фрейда, и они пытылись выяснить, что такое любовь. А во второй линии, события с уже взрослыми героем оказываются вплетены в различные социальные являния и проблемы того времени (есть хороший эпизод про борьбу женщин за свои права) и с военными событиями мексиканской революции, первой мировой войны и после.
Смотреть лучше всего телевизионную версию, где эти истории рассказывает уже пожилой Индиана Джонс к месту в разных ситуациях, потому что в home media версии эти начальные и конечные фрагменты удалены, а они дают интересный контекст и порой полное завершение сюжетной линии, происходившей в самой рассказанной истории (и это было сделано действительно красиво и нужно видеть).